Мой блог

Генпланисты

12 июня 2013, 18:39

Все, что происходит в городе в плане функций обязано генплану. По крайней мере, по закону должно быть именно так. Дороги, их значение, спальные и производственные районы, высота домов в них, количество детсадов, больниц, школ, приближенность домов к дорогам и прочее. Все это есть на генплане, он постоянно совершенствуется, на него постоянно тратится много денег. Его вечно рисуют. Все это делается для того, чтобы упорядочить этот иркутский хаос.

Я вижу улицы, запроектированные сейчас, после 2000 года, видел улицы, запроектированные до 1970 годов. Все они имеют одну, очень явную проблему — они не для людей. Там есть все — и проезжая часть, и тротуар (иногда), и зеленую разделительную полосу (еще реже). Но все это часто делается людьми, не понимающими процесса движения людей, более того, даже не сидевших за рулем. ГОСТы, СНиПы, СПшечки — это все, конечно, здорово, но жизненный опыт человека-потребителя, живущего здесь и сейчас нельзя игнорировать.

Я поясню, о чем речь. При проектировании тротуаров, сплошь и рядом получается вот так:

Это заново построенный, отреставрированный 130-й квартал в Иркутске. О нем много писали, говорили, много тратили денег, времени и сил.
Вместо того, чтобы делать два недотротуара, разделенного зеленой полосой, нужно было сделать один широкий, а газон сместить прямо к проезжей части. Но в итоге имеем тротуар для урны и наконец-то правильного крыльца.

Далеко за подобными примерами ходить не надо. Вот пример главной площади в Иркутске — Сквера им. Кирова.
Синим обозначен постоянный поток людей. Этот поток сам себе протоптал на газоне тропу. И этот же поток совершенно не нуждается в двух соединяющихся троп в сторону Городской Думы. Все шиворот на выворот.

На съемке со спутника плохо, но все же видно вот эту «народную тропу»:



Все эти генпланистские высеры получаются еще и от того, что проектировщики очень часто вязнут в нормах. Они чтят и слепо поклоняются им, не задумываясь о целесообразности их применения. Для таких людей нормы «опять поменяли», а не «выкинули этот дебильный пункт за ненадобностью и неудобством». Отсюда и юмор:



Чтобы этого не происходило, люди, рисующие генпланы не должны сидеть на нелюбимой работе с 9 до 17 и пить чай. Они должны понимать город, видеть эти проблемы и раз в год выходить на свои же запроектированные улицы. Нет никакого толка от работы без анализа своих и чужих ошибок. Тренер должен быть не только играющим, но и зрячим.

Цитаты Генри Форда. Часть 3

22 марта 2013, 11:15

Из главы 12 «Деньги — хозяин или слуга?»

  1. Народ занят денежным вопросом; и если бы владыки денег обладали какими-нибудь сведениями, которые, по их мнению, могли бы спасти народ от ошибок, то им надлежало бы поделиться с народом. Тот, кто полагает, что народ легко провести, и он согласится и примет, словно молочные карточки, любое количество банкнот, не понял народа. Только благодаря природному здоровью народа, наши деньги, несмотря на фантастические, уснащенные техническими терминами эксперименты финансистов, не обесценились.
  2. Они обозначают самый непосредственный и простой способ передавать ценности от одного человека к другому. Деньги, как таковые, — превосходная, даже необходимая вещь. По природе в них нет ничего дурного; это одно из полезнейших изобретений человечества, и когда они исполняют свое назначение, они не приносят никакого ущерба, а только помощь. Но деньги должны были бы всегда оставаться деньгами. Метр имеет сто сантиметров, но когда же доллар бывает долларом?
  3. Мировое богатство не идентично деньгам и недостаточно ими представлено. Золото, как таковое, не является ценным товаром. Золото так же не богатство, как ордер на шляпу не шляпа.

Из главы 13 «К чему быть бедным?»

  1. Мы учим детей копить деньги. Как средство против необдуманного и эгоистичного бросания денег это имеет цену. Но положительной цены это не имеет; оно не ведет ребенка по правильному, здравому пути полезного и здравого проявления и применения своего «я». Лучше учить ребенка пользоваться деньгами и тратить их, чем копить.
  2. Большинство людей, которые заботливо копят пару долларов, сделали бы лучше, употребив их сперва на самого себя, потом на какую-нибудь работу. В конце концов они имели бы больше сбережений, чем раньше.
  3. Личная нужда не может быть устранена без общих переустройств. Повышение заработной платы, повышение прибылей, всякое повышение для того, чтобы добыть больше денег, являются всего лишь отдельными попытками отдельных классов вырваться из огня самим, не обращая внимания на судьбу ближних.
  4. Капиталисты полагают, что смогут бороться с ней, если будут извлекать больше прибыли. Вера во всемогущество денег прямо трогательна.
  5. Капитал, который постоянно не улучшает повседневных жизненных условий трудящихся и не устанавливает справедливой платы за работу, не выполняет своей важной задачи. Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни.

Из главы 15 «К чему благотворительствовать?»

  1. Хорошо поставленная тюрьма не только должна была бы содержать себя, но арестант должен бы быть в состоянии прокармливать свою семью или, если у него таковой нет, откладывать сбережения, которые дадут ему возможность снова встать на ноги после освобождения.
  2. Основанная на служении промышленность делает излишней всякую благотворительность. Филантропия, несмотря на благороднейшие мотивы, не воспитывает самоуверенности, а без самоуверенности ничего не выходит.
  3. Не то, чтобы им не хватало знаний, денег, ума, желания, а попросту не хватает мозга и костей. Грубая, простая, примитивная сила настойчивости есть некоронованная королева мира воли.

Из главы 17 «На всевозможные темы»

  1. Не следует забывать, что война ведь искусственное зло, которое, следовательно, может создаваться применением определенных технических приемов. Кампания военной травли ведется почти по тем же правилам, как и всякая иная кампания. При помощи всевозможных хитрых выдумок внушают народу неприязнь к нации, с которой хотят вести войну. Сначала вызывают подозрение у одного, затем у другого народа. Для этого требуется всего лишь несколько агентов, со смекалкой и без совести, и пресса, интересы которой связаны с теми, кому война принесет желанную прибыль. Очень скоро окажется налицо повод к выступлению. Не представляет ни малейшего труда найти повод, когда взаимная ненависть двух наций достигла достаточной силы.
  2. Наша внешняя торговля в значительной степени основана на отсталости наших заграничных покупателей. Мотивом, питающим эту отсталость, является эгоизм.
  3. Человечность — мотив, который может помочь отсталым нациям достигнуть прочного базиса для независимого существования.
  4. Если какая-либо страна безумно гордится своей внешней торговлей, то она, обыкновенно, находится в зависимости от ввоза чужого сырья. Она превращает свое население в фабричный материал, создает класс богачей, пренебрегая своими ближайшими, кровными интересами.
  5. Также и человеческая раса не будет вечно состоять из эксплуататоров и эксплуатируемых. Это ненадежное положение вещей будет сохраняться до тех пор, пока мы не станем одновременно продавцами и покупателями, производителями и потребителями, поддерживающими это равновесие не ради прибыли, а ради взаимных услуг.
  6. Факт неудачи сам по себе для меня не является неопровержимым доказательством того, что этой попытки не стоило делать. Наши неудачи поучительнее наших удач.

Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения», 1922

Цитаты Генри Форда. Часть 2

19 марта 2013, 23:30

Тут очень много про Эппл и предпринимательство по-русски.

Из главы 3 «Начинается настоящее дело»

  1. Самый экономный метод производства в будущем будет состоять в том, что все части изделия будут изготовляться не под одной и той же крышей. Я подразумеваю сложное изделие. Каждая отдельная часть будет производиться там, где она может быть сделана наиболее совершенно, собираться же все части будут в центрах потребления.
  2. Торговый агент должен знать имена всех жителей своего района, могущих быть покупателями автомобиля, включая и тех, которым идея покупки еще не приходила в голову. Каждого из них он должен по возможности посетить лично, в крайнем же случае сделать письменное предложение, все результаты переговоров должен записывать, чтобы можно было знать мнение каждого отдельного жителя относительно покупки автомобиля. Если вы затрудняетесь проделать такую работу в своем районе, то это означает, что ваш район слишком велик для одного агента.

Из главы 6 «Машины и люди»

  1. Величайшее затруднение и зло, с которым приходится бороться при совместной работе большего числа людей, заключается в чрезмерной организации и проистекающей отсюда волоките. На мой взгляд, нет более опасного призвания, чем так называемый «организационный гений». Он любит создавать чудовищные схемы, которые, подобно генеалогическому древу, представляют разветвления власти до ее последних элементов. Весь ствол дерева обвешан красивыми круглыми ягодами, которые носят имена лиц или должностей. Каждый имеет свой титул и известные функции, строго ограниченные объемом и сферой деятельности своей ягоды.

Из главы 7 «Террор машины»

  1. Мы говорим о творческой одаренности в духовной сфере: в музыке, живописи и других искусствах. Положительно, стараются ограничить творческие функции вещами, которые можно повесить на стену, слушать в концертном зале или выставить как-нибудь напоказ — там, где праздные и разборчивые люди имеют обыкновение собираться и взаимно восхищаться своей культурностью.
  2. Круглый год мы заботимся о поддержании возможно равномерной температуры, и днем нигде нет надобности в искусственном освещении. Около 700 человек занято исключительно чисткой фабричных помещений, мытьем стекол и окраской. Темные углы, которые соблазняют к нечистоплотности, окрашиваются белой краской. Без чистоты нет и морали.

Из главы 8 «Заработная плата»

  1. Честолюбие каждого работодателя должно было бы заключаться в том, чтобы платить более высокие ставки, чем все его конкуренты, а стремление рабочих — в том, чтобы практически облегчить осуществление этого честолюбия. Разумеется, в каждом производстве, можно найти рабочих, которые, по-видимому, исходят из предположения, что всякая сверхпродукция приносит выгоду только предпринимателю. Жаль, что такое убеждение, вообще, может иметь место. Но оно, действительно, существует и даже, может быть, не лишено основания. Если предприниматель заставляет своих людей работать изо всех сил, а они через некоторое время убеждаются, что не получают за это оплаты, то вполне естественно, что они снова начинают работать с прохладцей. Если же они видят плоды своей работы в своей расчетной книжке, видят там доказательство того, что повышенная производительность означает и повышенную плату, они научаются понимать, что и они входят в состав предприятия, что успех дела зависит от них, а их благополучие от дела.

Из главы 10 «Как дешево можно производить товары?»

  1. Здесь мы подходим к новому вопросу. Наша работа должна быть возможно лучшего качества. Считается искусной деловой политикой, даже вполне приличной политикой, по временам менять чертежи, чтобы сделать прежние модели устарелыми и заставить покупать новые, потому или что уже нет запасных частей для старых, или потому, что новые модели соблазняют публику выбрасывать старый товар и приобретать новый. Это называется искусной, разумной политикой. Задачу предпринимателя видят в том, чтобы подстрекать публику к постоянно новым покупкам; считается даже дурной политикой в делах изготовлять что-нибудь прочное, так как покупатель, запасшись раз навсегда, уже более покупать не будет.
  2. Это свидетельствует о дурном ведении дела — когда прибыль выжимается из рабочих или покупателей. Ее должно дать более искусное руководство делом. Берегитесь ухудшать продукт, берегитесь понижать заработную плату и обирать публику. Побольше мозга в вашем рабочем методе — мозга и еще раз мозга!

Из главы 11 «Деньги и товар»

  1. Все равно, занять ли в затруднительном положении 100 000 станков или 100 000 долларов. Плюс в виде станков столь же мало способен поправить дело, как плюс в виде денег. Только плюс мозга, рассудительности и осмотрительного мужества способен на это.
  2. Заем денег легко превращается в уловку для того, чтоб не глядеть в глаза убытку. Чужие деньги зачастую поддерживают лень. Многие предприниматели слишком ленивы для того, чтоб подвязать себе рабочий передник и пересмотреть до основания, где кроется убыток, или же слишком горды, чтоб признаться, что что-то из предпринятого ими не удалось.
  3. Занять деньги для основания дела совсем иное, чем занимать для того, чтобы исправить дурное ведение дела и расточительность. Деньги для этого не годятся — по той простой причине, что деньги ничему помочь не могут. Расточительность исправляется только бережливостью, дурное ведение дел — благоразумием.
  4. Деньги при таких обстоятельствах даже помеха. Ни один делец благодарил свою судьбу за тиски, показавшие ему, что лучший его капитал его голова, а не кредит у банков. Занимающий при подобных условиях деньги похож на пьяницу, делающего второй глоток, чтобы усилить действие первого. Он отнюдь не достигает этим цели, а только еще больше умножает опасность.
  5. Такие люди, наоборот, откладывают свои экстренные расходы до тех пор, пока вся тяжесть не падет на потребителей; сверх того они начисляют на потребителя еще надбавку за повышенную плату. Вся их деловая философия заключается в поговорке: «Бери что можешь взять». Это спекулянты, грабители, негодные элементы, подлинная язва настоящей промышленности. От этих людей нечего ждать.
  6. Прибыль принадлежит трем группам: во-первых — предприятию, чтобы поддерживать его в состоянии устойчивости, развития и здоровья; во-вторых, рабочим, при помощи которых создается прибыль; в-третьих, до известной степени также и обществу. Цветущее предприятие доставляет прибыль всем трем участникам — организатору, производителям и покупателю.
  7. Умная финансовая политика в значительной мере заключается в регулировании периодических операций. Приток денег должен быть почти равномерным. Для того, чтобы работать успешно, нужно иметь возможность работать регулярно.

Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения», 1922

Цитаты Генри Форда. Часть 1

16 марта 2013, 13:57

Интересная книга, и, как это ни странно, будет весьма полезна не только руководителям, но и дизайнерам и архитекторам. Если вы, как и я, до сих пор не прочли ее, то сейчас самое время. С другой стороны, думаю, она будет полезна в определенный период морального и профессионального развития. Поэтому, скорее всего, прочитаю ее еще лет через 5-7. Книга называется в оригинале «My Life and Work», но у нас почему-то ее выпускают под пафосным названием Генри Форд, «Моя жизнь, мои достижения».

Из введения. «Моя руководящая идея»

  1. Правительство — только слуга его, и всегда должно таковым оставаться. Как только народ становится придатком к правительству, вступает в силу закон возмездия, ибо такое соотношение неестественно, безнравственно и противочеловечно.
  2. Одеяло не шедевр портновского искусства, но никто из нас не наработал бы много, если бы мы разгуливали, по образцу индейцев, в одеялах. Подлинная простота связана с пониманием практичного и целесообразного. Недостаток всех радикальных реформ в том, что они хотят изменить человека и приспособить его к определенным предметам. Я полагаю, что попытки ввести для женщин платье «реформ» исходят неизменно от безобразных особ, желающих, чтобы и другие женщины были безобразны.
  3. Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадет у него этот хлеб, он крадет у него больше чем хлеб, крадет священное человеческое право.
  4. Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом, нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им. При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и ему требовать от общества нечего. Пусть ему будет предоставлена свобода — умереть с голоду.
  5. Утверждая, что каждый должен иметь больше, чем он, собственно, заслужил, — только потому, что некоторые получают больше, чем им причитается по праву — мы далеко не уйдем.

Из главы 2. «Чему я научился в производстве»

  1. Поэтому деньги стоят ровно столько, сколько можно на них купить (или выработать), ничуть не больше. Если кто-нибудь думает, что деньги принесут 5% или 6%, он должен поместить их туда, где может получить эту прибыль, но капитал, помещенный в деле, не является бременем для дела или, по крайней мере, не должен им быть. Он перестает быть деньгами и становится средством производства (или, по крайней мере, должен стать им). Поэтому он стоит столько, сколько производит, а не определенную сумму, которая вычисляется по масштабу, не имеющему ничего общего с данным делом. Прибыль всегда должна идти за производством, а не предшествовать ему.
  2. Среди деловых людей так называемые финансисты утверждали, что деньги стоят 6% или 5%, или 4% и что предприниматель, который вкладывает в дело 150 тысяч долларов, вправе требовать за них столько-то процентов, так как, если бы он вложил соответствующую сумму вместо предприятия в банк или обратил в денежные бумаги, то получал бы отсюда определенный доход. Поэтому известная прибавка к производственным расходам в деле называется процентом на вложенный капитал. Эта идея является причиной многих банкротств и большинства неудач. Деньги, вообще, ничего не стоят, так как сами по себе не могут создавать ценности. Их единственная польза в том, что их можно употреблять для покупки (или для изготовления орудий). Поэтому деньги стоят ровно столько, сколько можно на них купить (или выработать), ничуть не больше.
  3. Если главная цель состоит в том, чтобы заработать определенную сумму денег, то должны наступить особенно счастливые обстоятельства или же иметься некоторый избыток средств для полезной работы, который позволил бы и трудовому производителю играть свою роль, чтобы дело завтрашнего дня не было принесено в жертву сегодняшнему доллару. Кроме того, во многих деловых людях я замечал склонность ощущать свою профессию, как бремя. Они работают для того дня, когда могли бы бросить ее и, удалившись, жить на свои ренты — как можно скорее выйти из борьбы. Жизнь представляется им битвой, которой нужно как можно скорее положить конец.
  4. Я думал, напротив, что жизнь заключается не в борьбе, а если в борьбе, то против тяжести, против попятного движения, против «успокоения». Если наша цель — покрыться ржавчиной, то нам остается только одно: отдаться нашей внутренней лени; если же наша цель — рост, то нужно каждое утро пробуждаться снова и бодрствовать целый день.
  5. Я видел, как большие предприятия падали, делаясь тенью своего имени, только потому, что кто-то считал возможным, чтобы они и дальше управлялись так, как управлялись до сих пор. Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Даже тот, кто думает, что он «остановился отдохнуть», не пребывает в покое, а, по всей вероятности, катится вниз.
  6. Все находится в движении и с самого начала было предназначено к этому. Жизнь течет. Мы живем, быть может, постоянно на одной и той же улице и в том же доме, но человек, который живет там, с каждым днем другой.

Генри Форд. «Моя жизнь, мои достижения», 1922

Крыльца

28 января 2013, 23:46

Случается, идешь по тротуару в центре города, как порядочный пешеход, надел улыбку, хорошее настроение, взял красавицу-жену под руку. И тут происходит неприятность. Везде ширина тротуара нормальная, люди в 2-3 потока спокойно идут туда-назад. Но вот впереди выросло оно — крыльцо нового магазина. А ты только начал что-то интересное рассказывать, диалог в разгаре. И чтобы пропустить вон ту тётеньку, которая навстречу с сумкой несется, а еще дальше там урна, а потом дерево, ты отпускаешь руку жены, и вы идете друг за другом. Иначе не разойтись без физического контакта с тётенькой, а потом деревом, а дальше и с урной.

Мешают крыльца на узких тротуарах.

Крыльцо построил хозяин магазина. Как это происходит? Он нанимает строителей, которым надо сделать крыльцо. И вот, Джамшут и Равшан ставят опалубку и заливают бетоном пять ступеней. Приносят стальные трубы для перил, жестяные трубы для водостока, пачку поликарбоната для козырька и табличку «Мы открылись». И не о том речь, что они потом будут клеить скользкую плитку, а хозяин будет прибивать потом алюминиевые уголки с резинками к углам. Не о том даже, что Р. и Д. сделают отлив дождевой воды прямо на тротуар, а хозяин потом постелит картон от холодильника, вместо коврика. Сейчас речь о том, что крыльцо наполовину преграждает тротуар для пешеходов.

И вроде, магазин не причём — как в него попасть без ступеней? И вроде пешеходы не виноваты, тротуар для них и создан. Так в чем проблема?



Проблема в отсутствии стандарта.
Там, где люди могут городить строительную и оформительскую ересь на улицах — нужен стандарт. Некий свод правил. И правило это должно существовать потому что простой человек озабочен делами только своими, ровно до крыльца в таком случае, что дальше — не важно (см. § 172 А. Лебедева про зоны комфорта). Важно только то, чтобы посетитель по ступеням попал в его магазин бытовой химии.


Правило: Крыльца, расположенные на тротуаре, ширина которого меньше 3500 мм, следует проектировать с одно- или двухмаршевой лестницей, забеги которой расположены параллельно фасаду здания. Ширина такой лестницы рассчитывается, исходя из потока пользователей крыльца, но не должна превышать 1/3 ширины тротуара.


Как построили Р. и Д.:

Как бы вынуждены были построить Р. и Д., если бы существовали правила:

Приятный побочный эффект от такого устройства крыльца (правда, невысокого): если на тротуаре очень много пешеходов, всегда можно обогнать толпу по такому крыльцу, если торопишься.



Многие скажут, уже есть подобные правила и они давно действуют. Если правила существуют, то существует и ответственность за их нарушение. Если последствий нет (все остается по-прежнему), значит либо кто-то плохо работает, либо правила нет. Я точно знаю, что за рекламные растяжки над дорогой наказывают, потому что раньше их была тьма, а сейчас ни одной не видел в городе. Я точно знаю, что рекламные конструкции размещать вплотную к дороге нельзя, потому что вижу эти металлические «пеньки» после Великой Зачистки. Значит, работают. Если у нас так строят крыльца, так похабят фасады, вешают где попало вывески и кондиционеры — значит правил не существует.

Города нуждаются в правилах эксплуатации улиц коммерческими структурами. Каждый человек, который зарабатывает деньги, изменяя облик города (в любых масштабах), должен знать и понимать такие правила.
Но для начала их нужно создать.

HDR освещение

24 января 2013, 23:59

Последнее время часто задают вопросы на тему HDRi, как я использую эти текстуры и где я их беру.

Итак, где я их беру.

Я уже писал, что я их нигде не качаю. Мы их создаем сами долгим, муторным способом (половину приходится выкидывать). Есть, конечно, способы проще, но в них надо вложить не один десяток тысяч рублей. Итак, как бы то ни было, панорамы мы создаем сами и даже продаем их на специально для этого созданном сайте sky-HDRi.net. Можно купить панорамы и в зарубежных магазинах, типа 3docean.net, но там они дороже на 6-8$ — это раз, и их нужно будет использовать вместе с другим источником света, типа VraySun — это два (а потом попробуйте повернуть HDR и солнце синхронно). И еще одна главная их проблема в том, что они там не светят нихрена, ну то есть чётких теней от объектов там не увидеть. Для примера, вот статья Бертрана Бенуа, где он описывает, как нужно извратиться, чтобы тени стали слегка чётче.

Мы же с Толей нашли способ делать наши HDRi-текстуры самодостаточными. Им не надо никаких дополнений и танцев с бубном, поэтому их очень просто использовать.

Как их использовать.

Я очень подробно постарался показать в этом видео. Для примера взята сцена, поставляемая с каждой нашей панорамой. Если вы не покупали наших панорам, можете скачать эту сцену, но там не будет текстур.

Как физически корректно настроить свет.

Никак. Но можно настроить его правильно и пропорционально. Для этого нужно сначала создать и настроить VrayPhysicalCamera. Настройки такие же как на реальном фотоаппарате — берете стандартные для нужного типа освещения настройки. Если солнечный день, настраиваю так: диафрагму f=8 или 5,6. Shutter Speed (выдержка) = 1/200. ISO в реальном фотоаппарате лучше не завышать, потому что это влияет на шум матрицы, поэтому оставляю по привычке не больше 200.

В Вирее нет понятия дроби, только десятичные знаки, поэтому поле для значения выдержки они уже заранее подготовили в -1 степени, поэтому нужно вбивать только знаменатель. Хотите выдержку 1/250 сек. — вбиваете 250 и т. д.

После того, как настроили камеру, вставляем VrayLight в режиме Dome, и там подбираем значение Multiplier так, чтобы смотрелось корректно для данных погодных условий и времени дня. Так как само по себе значение Muiltiplier — неведомая условная единица, а на силу света влияет качество текстуры, то настроить свет физически корректно невозможно.



Если возникнут вопросы, задавайте в комментариях, попробую ответить.

Устройство кинозалов

11 января 2013, 10:47

Существует нормативная документация МДС 3508.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Помимо прочего, там рассматриваются рекомендации по проектированию кинотеатров. Благодаря этому документу все мы видим кинозалы такими, какие они сейчас.

Но почему они именно такие? Кто так придумал?

Изобретателями кинематографа считаются Браться Люмьер:

Изобретение братьев впервые было продемонстрировано миру 28 декабря 1895 года. Первый киносеанс состоялся в Гран-кафе, которое находилось в Париже на Бульвар-де-Капюсин. Отдав всего один франк, зрители могли наблюдать за ожившими на белом полотне незамысловатыми сценками из городской жизни. Люди удивлялись, когда вдруг из глубины экрана на них двигался паровоз. Все это настолько впечатляло зрителей, что они непроизвольно вскрикивали от страха, искренне смеялись, они как будто сами переносились в царившую на экране жизнь.
Из статьи Братья Люмьер — отцы кинематографа

А кто-то пишет, что первым был

Vitascope — один из ранних прототипов современных проекционных аппаратов, впервые был продемонстрирован под именем Phantoscope в Атланте в 1895 году американскими изобретателями Чарльзом Френсисом Дженкинсоном и Томасом Эрмейтом.

Что интересно, везде 1895 год и по два человека изобретателей. Но, как бы то ни было, кто бы первым это дело не придумал, первый кинотеатр назывался как раз Vitascope Hall, открытый 26 июня 1896 года в Новом Орлеане Уильямом Роком.

Что еще интереснее, первый тот кинозал был переоборудован из освободившегося здания магазина и содержал посадочные места, расположенные вертикально. Оно и понятно — это раньше был магазин с ровным полом. Экран был тогда намного выше зрителей:

Пока мне не удалось раскопать в интеренете почему, но все же факт — после все кинозалы (новое строительство, не реконструкция и переоборудование) поголовно начали быть похожими на обычные театры, только с экраном вместо актёров. Возможно даже поэтому их начали так называть — из-за сходства устройства.
Совершенно очевидно почему театры имеют такую форму, расположение сидений и сцены. Ведь они — модифицировнные амфитеатры. Актерам (певицам, гладиаторам, музыкантам) нужно стоять на ровной поверхности. Зрителям нужно видеть действие целиком, и желательно всю сцену, поэтому нужно расположить обе стороны друг к другу под углом. А тут есть всего 2 варианта:

  • Расположить под улом к сцене зрителей (каждый ряд выше предыдущего чуть меньше чем на высоту головы взрослого человека)
  • Сделать то же, только наоборот — поставить под углом к зрителю сцену.
    Глупо рассматривать для Колизея второй вариант, он очень сильно сталкивает гравитацию и актерский состав. Наклоненная сцена — решение крайне неудобное. Биться с тигром, петь или играть роль так очень невозможно.

Но свету, как физическому явлению, все это безразлично. Кино принципиально отличается от театра — можно крутить экран как хочешь. Так стоит ли проектировать кинозалы как амфитеатры? Стоит ли перекладывать «болячки» конструкции на другой вид помещений?

Решение на первый взгляд неоднозначное. Есть и плюсы и минусы.
Плюсы:

  • Инвалиды могут заезжать на колясках (и мамы с детьми на летних колясках) без доп. усилий. Это очевидный и самый главный плюс.
  • Не нужно строить подиум для кресел.
  • Как следствие отсутствие ступеней, что в темноте точно плюс.
  • Как еще одно следствие — повышается безопасность при срочной эвакуации при пожаре. При задымлении задние ряды, которые покидают зал последние, находятся выше и задымлены больше. Да и покидать помещение по ровной поверхности снижает риск, что кого-то затопчут (но это уже следствие предыдущего пункта).
  • Появляется возможность расположить эвакуационные выходы с тыльной стороны зала (со стороны киномеханика).
  • Меньше страдает акустика, так как звуковые волны от фронтальных динамиков не встречают на пути перпендикулярные плоскости (подступёнки подиума).

Минус: больше длина зала (на 1:12), но это если просто без изменений повернуть зал. В реальности, нужно заново спроектировать принцип.

Не определено: относительно полулежачая позиция, для многих как плюс, так и минус. С другой стороны, наклон сидений можно регулировать, да и изменение угла сидения по сравнению с прошлым вариантом изменится примерно на 7,5°, что незначительно. Для меня лично наклон плюс, для Саныча оказался минус, — говорит, что будет засыпать охотнее. Но разве это проблема? Выбор есть — спать или смотреть. Если фильм не интересный, то можно хоть поспать с удовольствием, все равно уплачено.

Моделирование оконных рам

3 января 2013, 21:16

В работе с 3dsmax я и мои коллеги постоянно используем модификаторы для моделирования.

С помощью модификаторов удобно редактировать, например, окна.
Как правило, они не всегда одинаковые по размеру. С виду, вроде, все красиво и с ритмом, но то тут, то там различие в 10-20 см, потому что оси, колонны, факверх и вообще. Поэтому окна в 3д-модели постоянно приходится часто менять-подтягивать.

Есть несколько основных методик их моделировать, но описанная в данной заметке лично для меня самая простая.

Обычно оконные профили выглядят в сечении вот так:

Картинка взята отсюда

На что тут стоит обратить внимание: видимые части рамы делятся на 4 материала — пластик, уплотнительная резина, внутренняя часть стеклопакета (металл), ну и сам стеклопакет.

Рисуем профиль и определенным сегментам назначаем свой ID, к которым будут привязаны материалы:

Для герметика (резины) выбран ID=2, для пластика — ID=1, для металла ID=3, для стекла ID не нужен, это будет отдельный объект.

Рисую раму. Создаю прямоугольный сплайн, на который назначаю модификатор Sweep. У меня получились такие настройки:

Раскладываю стойки и рамы внутри основной. Простые вертикальные одиночные стойки делаю так же сплайном, на который наложен Sweep того же самого профиля. В конце добавляю модификатор Symmetry.
Чтобы замоделить открывающуюся створку, проделываю то же самое. Рисую прямоугольный сплайн, назначаю на него тот же самый Sweep. Получившуюся раму вставляю в существующую так, чтобы она повторяла вышеуказанный разрез профилей (тот, который в жизни).

Можно, конечно, все замоделить как в жизни, разные профили для разный рам, даже Chamfer наложить в углах, где нужно. Но это лишние ресурсы, а результат при масштабе здания тот же. Да и профиль для модификатора Sweep всего один.

Вставляем стекла для каждой рамы. Рисую сплайн, выдавливаю его толщиной, как в профиле стеклопакета — 30 мм. И добавляю модификатор Shell в 5 мм — получается однокамерный стеклопакет.

Материал. Для рам это Multi/Sub-Object, в котором 3 слота забиты своими материалами, соответствующими ID, которые я уже назначил сегментам сплайна при моделировании.

Схема материала выглядит так:

Этот материал смело назначаем прямо на профиль. Распределение по ID произойдет автоматически. Не нужно выделять ни полигоны, ни как-то еще распределять. Все уже на месте.

Теперь, при изменении размера или шага окон, нужно менять только сплайн (рама и стекло), у которых всего по 4 точно привязанные точки.

Важно: Такая работа с модификаторами — как пространственно-временной континиум — любое изменение в начале пирога модификаторов повлияет на изменение последующих. И если вы работаете с полигонами, стоит быть более внимательными. Потому что если на модификаторе, лежащем в середине пирога, поменять количество полигонов в объекте, вышележащие модификаторы собьются. И очень важно понимать, что почти всегда в таких случаях Ctrl+Z не поможет.

Шрифты чертежные

30 декабря 2012, 16:16

Существует ГОСТ 2.304-81 «Шрифты чертежные», который устанавливает стандарт на использование чертежных шрифтов.
«Гостовский» шрифт по-своему убог, поэтому нужно пользоваться им с осторожностью. Некоторые проектировщики намеренно меняют опции текстового блока, меняя кернинг, пропорции и интерлиньяж (при этом не зная и не понимая что это). Более того, существует сторонний платный плагин для Автокада — СПДС, который, при его использовании, вставляет свой шрифт. Надо отметить, что это не шрифт вовсе, а линии в форме букв. И проектировщик должен задавать толщину этих букв, выбирая вес линий для текста. Это не может быть шрифтом в принципе, ни о какой читабельности здесь не может быть и речи. При конвертировании в ПДФ-альбом этот «шрифт» становится кривым ужасом, который ко всему прочему нельзя скопировать.

Часть таблицы генплана, созданного с помощью СПДС:

Слово «Наименование» крупнее:

Вот так всеми любимый плагин работает вблизи:

Так как строгих правил проверки исполнения шрифтов в нашей экспертизе нет (они просто смотрят похож/не похож), а на оформление чертежей интерьеров вообще существует ровно один недоношенный ГОСТ, никто не знает что и как делать. Особенно как работать с текстом.

Вывод очевиден: текст в чертежах должен быть шрифтом, и при этом читаемым. Шрифт по ГОСТу читаем, но он должен быть шрифтом, а не палочками со скруглениями. Поэтому в оформлении чертежей следует использовать вшитую по умолчанию в Автокад (или Архикад) гарнитуру ISOCPEUR. В нем есть ряд плюсов, которые отсутствуют в большинстве шрифтов. Надпись этим шрифтом можно разобрать, если она написана почти любым, даже самым мелким кеглем. То, что он симулирует письмо от руки — не делает его лучше, просто дань консерватизму и привычка бывалых.

Таблица, созданная стандартными средствами Автокада. Использован встроенный шрифт ISOCPEUR

Такой текст не просто читается, его еще можно выделить и скопировать, например для поиска такого же слова в альбоме:

Эта гарнитура содержит в себе замену гостовского «Типа А» и «Типа Б», проще говоря — обычный и курсив. Шрифт вполне отвечает задачам, которые на него возлагают — в нем есть все нужные в черчении глифы: знак диаметра, знаки квадратной и кубической степеней, различные омеги и прочее.

Для себя я вывел одно обязательное правило: шрифт ГОСТа должен быть написан курсивом. Причин несколько.

  1. Обычное начертание не предназначено для верстки крупными многострочными блоками, только для надписей и размеров. Блок, написанный обычным шрифтом читать не только неудобно, но и вредно — все буквы сливаются, приходится напрягаться для того, чтобы понять. На это уходит и дополнительное время. Уже на 2-м листе чтения пояснительных записок (а это иногда по 100 листов текста и схем) хочется позвонить автору ночью и долго дышать в трубку.
    Поэтому большие массы текста, написанные курсивом, читаются лучше. Думаю, это происходит потому, что мы привыкли со школы читать рукописные тексты. А этот шрифт как раз симулирует рукописный псевдопечатный почерк.
  2. Большинство линий на чертежах имеют 0 и 90 градусов наклона относительно листа, то есть либо вдоль, либо поперек. Обнаружить глазом на насыщенном чертеже надпись сложнее, если она написана не курсивом. Кстати, именно поэтой же причине выноски делаются под углом. Курсив всегда выделяется из общей плотной массы перпендикулярных линий, его легче заметить и легче прочесть.

Но есть и минус у курсивного начертания. Конечно, для многих он самый главный — курсив занимает больше места и часто надписи в таблицах не влезают. Поэтому проектировщики, которые свято верят в ГОСТы, начитают менять кернинг, ширину начертания (!) и интерлиньяж.

Все потому что ГОСТ на таблицы есть, а наказания за изменение шрифта не существует. Так вот все должно быть наоборот:

Менять шрифт непрофессионалу нельзя. Если надпись не влезает, есть куча способов поместить информацию — от сокращения слов до увеличения ячеек. У многих проектировщиков, конечно, при мысли об изменении ГОСТовских размеров начинается приступ. Но все не так страшно. Я объясню свою позицию в следующей заметке про оформление чертежей.

Создание дорожной разметки

21 июля 2012, 2:11

Пока это самый простой, быстрый и легко корректируемый способ нанесения разметки на асфальт, известный мне. Буду рад узнать способ проще.


Материал асфальта состоит из двух частей: асфальта и смешивающейся по какой либо маске разметки. Самый простой способ создать такой материал — VrayBlendMtl. Главный ингредиент этого материала — маска по которой смешиваются эти 2 объекта. Раньше удобнее всего было ее нарисовать (растровой текстурой), но вблизи такая маска размывалась.

Сейчас в новом Вирее появилась текстура VrayDistanceTex. Она работает очень похоже на VrayDirt, но это на первый взгляд.
Если один предмет пересекается с другим, образуется текстура, которую я использую в качестве маски. Текстура может образовываться как снаружи пересечения, так и внутри. Для разметки как раз подойдет второй.
Для этого я рисую сплайнами разметку и выдавливаю ее модификатором Extrude. Этот объект мне нужен для того, чтобы «внутри» его границ на плоскости асфальта образовалась маска разметки. Объекты обязательно должны пересекаться.

Схема материала:

Настройки VrayDistanceTex:

Я указал, что внутри мне нужна положительная (белая) маска. Остальное меня не интересует, это черный цвет.
Так же я указал объект, от которого нужна текстура.

Чтобы маска была не просто тупо залита в белый материал, я ее немного искажаю смесью процедурных текстур Noise. Смешиваю как обычно текстурой Composite.
Кстати, за просвещение спасибо комментатору из ЖЖ «Anonymous». Раньше я это делал Виреевской картой VrayCompTex. Composite — стандратная текстура всех новых 3д Максов, начиная с 2011. Работает на ура, прямо как смешивание слоёв в Фотошопе, даже режимы те же.

Материал разметки очень простой, над ним я вообще не работал, это просто белый материал с небольшым размытым отражением. Если нужны очень близкие ракурсы, тогда конечно стоит запариться и сделать материал более жизненным, с бампом, царапинами, следами от покрышек и с потёртостями и проч. Это дело вкуса и рациональности траты времени.
Кстати, объект разметки, образующий текстуру, надо скрыть. И если нужно будет поменять разметку, это сделать очень быстро. Достаточно поменять геометрию сплайна.

Ctrl + ↓ Ранее