Самые комментируемые за месяц

Навесной фасад из композитных панелей. Геометрия.

4 сентября 2010, 18:49

Возможно, из 100% людей, занимающихся 3D, 99% знали и использовали такую методологию в своей работе. До некоторого времени я входил как раз в тот оставшийся 1%. Тут нет ничего сверхъестественного и хитрого, тем не менее, такой подход в повседневной работе очень облегчает мне жизнь.



В современной архитектуре часто используется система навесных фасадов. Снаружи это кассеты из композитного материала, которые стыкуются друг с другом, ширина шва между кассетами около 10 мм. В 3dsmax с таким фасадом все обычно — примитивная малополигональная форма режется (Quickslice) по сетке как нам нужно, грани (edges) выделяются, а затем вдавливаются (extrude).

Примечание. Можно полигоны выделить и выдавить их (Bevel) в режиме Bevel Type: By Polygon. В итоге получим то же самое: каждый выдавленный полигон — это кассета из композита.

Но есть очень важная деталь: в жизни кассеты не могут стыковаться на углу, как показано на рисунке выше. Это обусловлено технологией монтажа и здравым смыслом, который еще и упирается в стоимость производства. Поэтому угол здания с навесным фасадом закрыт и выглядит так:

Поэтому правильнее и проще использовать первый способ моделирования швов навесных фасадов.

С первого раза утверждается далеко не все проекты, и изменения случаются часто. А редактирование подобной геометрии вредит здоровью мозга и влечет преждевременную седину. В такие моменты на начинаю мечтать о том, чтобы во всех программах волшебное Ctrl+Z (Undo) работало бы как для всего файла, так и для каждого объекта отдельно. К примеру, сделал в сцене все, решил поменять фаску на раме окна — с 1 мм на 2. Отмена последнего действия для отдельного объекта была бы сказкой для любой программы. Но, к сожалению это не возможно. А если и возможно, то скорей всего труднореализуемо и ресурсопожираемо.

Но в 3dmax этот инструмент можно реализовать модификаторами.
Применимо к нашему навесному фасаду, реализуется это так: как только объект фасада и нарезка готовы — выделяем нужные грани, которые будем вдавливать.

Как только выделение готово, выходим из режима редактирования геометрии и накладываем модификатор Edit Poly.

А в нем уже заходим в режим редактирования граней (edges) и вдавливаем их (extrude). Extrusion Height — 20 mm, Extrusion Base Width — 5-7 mm.

Таким образом, если придется что-то менять, будет достаточно удалить модификатор (ПКМ по модификатору → Delete), поменять геометрию, и назначить новый такой же. В некоторых случаях удобно назначать несколько модификаторов друг на друга, или комбинировать их.

Так же я использую модификатор Edit Poly просто для выделения. К примеру, в работе над визуализацией автоцентра БМВ, я смоделировал консольный парапет с помощью порезанного (Quickslice) плэйна, модификатора Shell, потом назначил Edit Poly для выделения нужных мне граней, затем еще один Edit Poly для вдавливания выделенных граней.

Create → Plane → ПКМ → Confert to Poly → ПКМ → Quickslice

Назначен модификатор Shell

Назначен модификатор Edit Poly → Выделение граней

Снова назначен модификатор Edit Poly → Extrude edges (Extension Height — 20 mm: Extension Base Width — 7-10 mm)

Итог

Крыльца

28 января 2013, 23:46

Случается, идешь по тротуару в центре города, как порядочный пешеход, надел улыбку, хорошее настроение, взял красавицу-жену под руку. И тут происходит неприятность. Везде ширина тротуара нормальная, люди в 2-3 потока спокойно идут туда-назад. Но вот впереди выросло оно — крыльцо нового магазина. А ты только начал что-то интересное рассказывать, диалог в разгаре. И чтобы пропустить вон ту тётеньку, которая навстречу с сумкой несется, а еще дальше там урна, а потом дерево, ты отпускаешь руку жены, и вы идете друг за другом. Иначе не разойтись без физического контакта с тётенькой, а потом деревом, а дальше и с урной.

Мешают крыльца на узких тротуарах.

Крыльцо построил хозяин магазина. Как это происходит? Он нанимает строителей, которым надо сделать крыльцо. И вот, Джамшут и Равшан ставят опалубку и заливают бетоном пять ступеней. Приносят стальные трубы для перил, жестяные трубы для водостока, пачку поликарбоната для козырька и табличку «Мы открылись». И не о том речь, что они потом будут клеить скользкую плитку, а хозяин будет прибивать потом алюминиевые уголки с резинками к углам. Не о том даже, что Р. и Д. сделают отлив дождевой воды прямо на тротуар, а хозяин потом постелит картон от холодильника, вместо коврика. Сейчас речь о том, что крыльцо наполовину преграждает тротуар для пешеходов.

И вроде, магазин не причём — как в него попасть без ступеней? И вроде пешеходы не виноваты, тротуар для них и создан. Так в чем проблема?



Проблема в отсутствии стандарта.
Там, где люди могут городить строительную и оформительскую ересь на улицах — нужен стандарт. Некий свод правил. И правило это должно существовать потому что простой человек озабочен делами только своими, ровно до крыльца в таком случае, что дальше — не важно (см. § 172 А. Лебедева про зоны комфорта). Важно только то, чтобы посетитель по ступеням попал в его магазин бытовой химии.


Правило: Крыльца, расположенные на тротуаре, ширина которого меньше 3500 мм, следует проектировать с одно- или двухмаршевой лестницей, забеги которой расположены параллельно фасаду здания. Ширина такой лестницы рассчитывается, исходя из потока пользователей крыльца, но не должна превышать 1/3 ширины тротуара.


Как построили Р. и Д.:

Как бы вынуждены были построить Р. и Д., если бы существовали правила:

Приятный побочный эффект от такого устройства крыльца (правда, невысокого): если на тротуаре очень много пешеходов, всегда можно обогнать толпу по такому крыльцу, если торопишься.



Многие скажут, уже есть подобные правила и они давно действуют. Если правила существуют, то существует и ответственность за их нарушение. Если последствий нет (все остается по-прежнему), значит либо кто-то плохо работает, либо правила нет. Я точно знаю, что за рекламные растяжки над дорогой наказывают, потому что раньше их была тьма, а сейчас ни одной не видел в городе. Я точно знаю, что рекламные конструкции размещать вплотную к дороге нельзя, потому что вижу эти металлические «пеньки» после Великой Зачистки. Значит, работают. Если у нас так строят крыльца, так похабят фасады, вешают где попало вывески и кондиционеры — значит правил не существует.

Города нуждаются в правилах эксплуатации улиц коммерческими структурами. Каждый человек, который зарабатывает деньги, изменяя облик города (в любых масштабах), должен знать и понимать такие правила.
Но для начала их нужно создать.

Шрифты чертежные

30 декабря 2012, 16:16

Существует ГОСТ 2.304-81 «Шрифты чертежные», который устанавливает стандарт на использование чертежных шрифтов.
«Гостовский» шрифт по-своему убог, поэтому нужно пользоваться им с осторожностью. Некоторые проектировщики намеренно меняют опции текстового блока, меняя кернинг, пропорции и интерлиньяж (при этом не зная и не понимая что это). Более того, существует сторонний платный плагин для Автокада — СПДС, который, при его использовании, вставляет свой шрифт. Надо отметить, что это не шрифт вовсе, а линии в форме букв. И проектировщик должен задавать толщину этих букв, выбирая вес линий для текста. Это не может быть шрифтом в принципе, ни о какой читабельности здесь не может быть и речи. При конвертировании в ПДФ-альбом этот «шрифт» становится кривым ужасом, который ко всему прочему нельзя скопировать.

Часть таблицы генплана, созданного с помощью СПДС:

Слово «Наименование» крупнее:

Вот так всеми любимый плагин работает вблизи:

Так как строгих правил проверки исполнения шрифтов в нашей экспертизе нет (они просто смотрят похож/не похож), а на оформление чертежей интерьеров вообще существует ровно один недоношенный ГОСТ, никто не знает что и как делать. Особенно как работать с текстом.

Вывод очевиден: текст в чертежах должен быть шрифтом, и при этом читаемым. Шрифт по ГОСТу читаем, но он должен быть шрифтом, а не палочками со скруглениями. Поэтому в оформлении чертежей следует использовать вшитую по умолчанию в Автокад (или Архикад) гарнитуру ISOCPEUR. В нем есть ряд плюсов, которые отсутствуют в большинстве шрифтов. Надпись этим шрифтом можно разобрать, если она написана почти любым, даже самым мелким кеглем. То, что он симулирует письмо от руки — не делает его лучше, просто дань консерватизму и привычка бывалых.

Таблица, созданная стандартными средствами Автокада. Использован встроенный шрифт ISOCPEUR

Такой текст не просто читается, его еще можно выделить и скопировать, например для поиска такого же слова в альбоме:

Эта гарнитура содержит в себе замену гостовского «Типа А» и «Типа Б», проще говоря — обычный и курсив. Шрифт вполне отвечает задачам, которые на него возлагают — в нем есть все нужные в черчении глифы: знак диаметра, знаки квадратной и кубической степеней, различные омеги и прочее.

Для себя я вывел одно обязательное правило: шрифт ГОСТа должен быть написан курсивом. Причин несколько.

  1. Обычное начертание не предназначено для верстки крупными многострочными блоками, только для надписей и размеров. Блок, написанный обычным шрифтом читать не только неудобно, но и вредно — все буквы сливаются, приходится напрягаться для того, чтобы понять. На это уходит и дополнительное время. Уже на 2-м листе чтения пояснительных записок (а это иногда по 100 листов текста и схем) хочется позвонить автору ночью и долго дышать в трубку.
    Поэтому большие массы текста, написанные курсивом, читаются лучше. Думаю, это происходит потому, что мы привыкли со школы читать рукописные тексты. А этот шрифт как раз симулирует рукописный псевдопечатный почерк.
  2. Большинство линий на чертежах имеют 0 и 90 градусов наклона относительно листа, то есть либо вдоль, либо поперек. Обнаружить глазом на насыщенном чертеже надпись сложнее, если она написана не курсивом. Кстати, именно поэтой же причине выноски делаются под углом. Курсив всегда выделяется из общей плотной массы перпендикулярных линий, его легче заметить и легче прочесть.

Но есть и минус у курсивного начертания. Конечно, для многих он самый главный — курсив занимает больше места и часто надписи в таблицах не влезают. Поэтому проектировщики, которые свято верят в ГОСТы, начитают менять кернинг, ширину начертания (!) и интерлиньяж.

Все потому что ГОСТ на таблицы есть, а наказания за изменение шрифта не существует. Так вот все должно быть наоборот:

Менять шрифт непрофессионалу нельзя. Если надпись не влезает, есть куча способов поместить информацию — от сокращения слов до увеличения ячеек. У многих проектировщиков, конечно, при мысли об изменении ГОСТовских размеров начинается приступ. Но все не так страшно. Я объясню свою позицию в следующей заметке про оформление чертежей.