1 заметка с тегом

кинозал

Устройство кинозалов

11 января 2013, 10:47

Существует нормативная документация МДС 3508.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» и СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения». Помимо прочего, там рассматриваются рекомендации по проектированию кинотеатров. Благодаря этому документу все мы видим кинозалы такими, какие они сейчас.

Но почему они именно такие? Кто так придумал?

Изобретателями кинематографа считаются Браться Люмьер:

Изобретение братьев впервые было продемонстрировано миру 28 декабря 1895 года. Первый киносеанс состоялся в Гран-кафе, которое находилось в Париже на Бульвар-де-Капюсин. Отдав всего один франк, зрители могли наблюдать за ожившими на белом полотне незамысловатыми сценками из городской жизни. Люди удивлялись, когда вдруг из глубины экрана на них двигался паровоз. Все это настолько впечатляло зрителей, что они непроизвольно вскрикивали от страха, искренне смеялись, они как будто сами переносились в царившую на экране жизнь.
Из статьи Братья Люмьер — отцы кинематографа

А кто-то пишет, что первым был

Vitascope — один из ранних прототипов современных проекционных аппаратов, впервые был продемонстрирован под именем Phantoscope в Атланте в 1895 году американскими изобретателями Чарльзом Френсисом Дженкинсоном и Томасом Эрмейтом.

Что интересно, везде 1895 год и по два человека изобретателей. Но, как бы то ни было, кто бы первым это дело не придумал, первый кинотеатр назывался как раз Vitascope Hall, открытый 26 июня 1896 года в Новом Орлеане Уильямом Роком.

Что еще интереснее, первый тот кинозал был переоборудован из освободившегося здания магазина и содержал посадочные места, расположенные вертикально. Оно и понятно — это раньше был магазин с ровным полом. Экран был тогда намного выше зрителей:

Пока мне не удалось раскопать в интеренете почему, но все же факт — после все кинозалы (новое строительство, не реконструкция и переоборудование) поголовно начали быть похожими на обычные театры, только с экраном вместо актёров. Возможно даже поэтому их начали так называть — из-за сходства устройства.
Совершенно очевидно почему театры имеют такую форму, расположение сидений и сцены. Ведь они — модифицировнные амфитеатры. Актерам (певицам, гладиаторам, музыкантам) нужно стоять на ровной поверхности. Зрителям нужно видеть действие целиком, и желательно всю сцену, поэтому нужно расположить обе стороны друг к другу под углом. А тут есть всего 2 варианта:

  • Расположить под улом к сцене зрителей (каждый ряд выше предыдущего чуть меньше чем на высоту головы взрослого человека)
  • Сделать то же, только наоборот — поставить под углом к зрителю сцену.
    Глупо рассматривать для Колизея второй вариант, он очень сильно сталкивает гравитацию и актерский состав. Наклоненная сцена — решение крайне неудобное. Биться с тигром, петь или играть роль так очень невозможно.

Но свету, как физическому явлению, все это безразлично. Кино принципиально отличается от театра — можно крутить экран как хочешь. Так стоит ли проектировать кинозалы как амфитеатры? Стоит ли перекладывать «болячки» конструкции на другой вид помещений?

Решение на первый взгляд неоднозначное. Есть и плюсы и минусы.
Плюсы:

  • Инвалиды могут заезжать на колясках (и мамы с детьми на летних колясках) без доп. усилий. Это очевидный и самый главный плюс.
  • Не нужно строить подиум для кресел.
  • Как следствие отсутствие ступеней, что в темноте точно плюс.
  • Как еще одно следствие — повышается безопасность при срочной эвакуации при пожаре. При задымлении задние ряды, которые покидают зал последние, находятся выше и задымлены больше. Да и покидать помещение по ровной поверхности снижает риск, что кого-то затопчут (но это уже следствие предыдущего пункта).
  • Появляется возможность расположить эвакуационные выходы с тыльной стороны зала (со стороны киномеханика).
  • Меньше страдает акустика, так как звуковые волны от фронтальных динамиков не встречают на пути перпендикулярные плоскости (подступёнки подиума).

Минус: больше длина зала (на 1:12), но это если просто без изменений повернуть зал. В реальности, нужно заново спроектировать принцип.

Не определено: относительно полулежачая позиция, для многих как плюс, так и минус. С другой стороны, наклон сидений можно регулировать, да и изменение угла сидения по сравнению с прошлым вариантом изменится примерно на 7,5°, что незначительно. Для меня лично наклон плюс, для Саныча оказался минус, — говорит, что будет засыпать охотнее. Но разве это проблема? Выбор есть — спать или смотреть. Если фильм не интересный, то можно хоть поспать с удовольствием, все равно уплачено.