2 заметки с тегом

тротуар

Генпланисты

12 июня 2013, 18:39

Все, что происходит в городе в плане функций обязано генплану. По крайней мере, по закону должно быть именно так. Дороги, их значение, спальные и производственные районы, высота домов в них, количество детсадов, больниц, школ, приближенность домов к дорогам и прочее. Все это есть на генплане, он постоянно совершенствуется, на него постоянно тратится много денег. Его вечно рисуют. Все это делается для того, чтобы упорядочить этот иркутский хаос.

Я вижу улицы, запроектированные сейчас, после 2000 года, видел улицы, запроектированные до 1970 годов. Все они имеют одну, очень явную проблему — они не для людей. Там есть все — и проезжая часть, и тротуар (иногда), и зеленую разделительную полосу (еще реже). Но все это часто делается людьми, не понимающими процесса движения людей, более того, даже не сидевших за рулем. ГОСТы, СНиПы, СПшечки — это все, конечно, здорово, но жизненный опыт человека-потребителя, живущего здесь и сейчас нельзя игнорировать.

Я поясню, о чем речь. При проектировании тротуаров, сплошь и рядом получается вот так:

Это заново построенный, отреставрированный 130-й квартал в Иркутске. О нем много писали, говорили, много тратили денег, времени и сил.
Вместо того, чтобы делать два недотротуара, разделенного зеленой полосой, нужно было сделать один широкий, а газон сместить прямо к проезжей части. Но в итоге имеем тротуар для урны и наконец-то правильного крыльца.

Далеко за подобными примерами ходить не надо. Вот пример главной площади в Иркутске — Сквера им. Кирова.
Синим обозначен постоянный поток людей. Этот поток сам себе протоптал на газоне тропу. И этот же поток совершенно не нуждается в двух соединяющихся троп в сторону Городской Думы. Все шиворот на выворот.

На съемке со спутника плохо, но все же видно вот эту «народную тропу»:



Все эти генпланистские высеры получаются еще и от того, что проектировщики очень часто вязнут в нормах. Они чтят и слепо поклоняются им, не задумываясь о целесообразности их применения. Для таких людей нормы «опять поменяли», а не «выкинули этот дебильный пункт за ненадобностью и неудобством». Отсюда и юмор:



Чтобы этого не происходило, люди, рисующие генпланы не должны сидеть на нелюбимой работе с 9 до 17 и пить чай. Они должны понимать город, видеть эти проблемы и раз в год выходить на свои же запроектированные улицы. Нет никакого толка от работы без анализа своих и чужих ошибок. Тренер должен быть не только играющим, но и зрячим.

Крыльца

28 января 2013, 23:46

Случается, идешь по тротуару в центре города, как порядочный пешеход, надел улыбку, хорошее настроение, взял красавицу-жену под руку. И тут происходит неприятность. Везде ширина тротуара нормальная, люди в 2-3 потока спокойно идут туда-назад. Но вот впереди выросло оно — крыльцо нового магазина. А ты только начал что-то интересное рассказывать, диалог в разгаре. И чтобы пропустить вон ту тётеньку, которая навстречу с сумкой несется, а еще дальше там урна, а потом дерево, ты отпускаешь руку жены, и вы идете друг за другом. Иначе не разойтись без физического контакта с тётенькой, а потом деревом, а дальше и с урной.

Мешают крыльца на узких тротуарах.

Крыльцо построил хозяин магазина. Как это происходит? Он нанимает строителей, которым надо сделать крыльцо. И вот, Джамшут и Равшан ставят опалубку и заливают бетоном пять ступеней. Приносят стальные трубы для перил, жестяные трубы для водостока, пачку поликарбоната для козырька и табличку «Мы открылись». И не о том речь, что они потом будут клеить скользкую плитку, а хозяин будет прибивать потом алюминиевые уголки с резинками к углам. Не о том даже, что Р. и Д. сделают отлив дождевой воды прямо на тротуар, а хозяин потом постелит картон от холодильника, вместо коврика. Сейчас речь о том, что крыльцо наполовину преграждает тротуар для пешеходов.

И вроде, магазин не причём — как в него попасть без ступеней? И вроде пешеходы не виноваты, тротуар для них и создан. Так в чем проблема?



Проблема в отсутствии стандарта.
Там, где люди могут городить строительную и оформительскую ересь на улицах — нужен стандарт. Некий свод правил. И правило это должно существовать потому что простой человек озабочен делами только своими, ровно до крыльца в таком случае, что дальше — не важно (см. § 172 А. Лебедева про зоны комфорта). Важно только то, чтобы посетитель по ступеням попал в его магазин бытовой химии.


Правило: Крыльца, расположенные на тротуаре, ширина которого меньше 3500 мм, следует проектировать с одно- или двухмаршевой лестницей, забеги которой расположены параллельно фасаду здания. Ширина такой лестницы рассчитывается, исходя из потока пользователей крыльца, но не должна превышать 1/3 ширины тротуара.


Как построили Р. и Д.:

Как бы вынуждены были построить Р. и Д., если бы существовали правила:

Приятный побочный эффект от такого устройства крыльца (правда, невысокого): если на тротуаре очень много пешеходов, всегда можно обогнать толпу по такому крыльцу, если торопишься.



Многие скажут, уже есть подобные правила и они давно действуют. Если правила существуют, то существует и ответственность за их нарушение. Если последствий нет (все остается по-прежнему), значит либо кто-то плохо работает, либо правила нет. Я точно знаю, что за рекламные растяжки над дорогой наказывают, потому что раньше их была тьма, а сейчас ни одной не видел в городе. Я точно знаю, что рекламные конструкции размещать вплотную к дороге нельзя, потому что вижу эти металлические «пеньки» после Великой Зачистки. Значит, работают. Если у нас так строят крыльца, так похабят фасады, вешают где попало вывески и кондиционеры — значит правил не существует.

Города нуждаются в правилах эксплуатации улиц коммерческими структурами. Каждый человек, который зарабатывает деньги, изменяя облик города (в любых масштабах), должен знать и понимать такие правила.
Но для начала их нужно создать.